Метражи - Недвижимость крупным планом

Какие места Перми востребованы для бизнеса?

Рубрика: Аналитика, Коммерческая недвижимость

17.10.2017

Пермякам нужны самые разные коммерческие помещения — даже для майнинга криптовалют. Главное, чтобы они были небольших размеров, качественные и доступные по цене или арендной ставке. О ситуации на рынке коммерческой недвижимости эксперты рассказали в рамках конференции-выставке «Доходная недвижимость. Пермь — город нового формата», состоявшейся 12 октября.

Ситуация на рынке

Цена на коммерческую недвижимость снижается с 2015 года. Более того, рынок еще не вышел из кризиса 2009 года. А вот арендные ставки стали более стабильны, хотя и сильнее отреагировали на экономическую ситуацию позапрошлого года. Об этом на конференции рассказал заместитель директора аналитического центра «КД-Консалтинг» Алексей Скоробогач.

По данным «КД-Консалтинг», цены при продаже офисных помещений колеблются от 11 до 140 тысяч рублей за кв.м., торговой недвижимости от 10,5 до 367 тыс руб. На рынке аренды аналогичные показатели составляют от 150 руб до 2,5 тыс руб и от 150 рублей до 3,8 тыс руб соответственно.

При этом цена и арендная ставка в зависимости от объекта и интересов сторон может быть как ниже среднерыночной, так и выше. Но доходность объектов различных сегментов (офисные, торговые, складские), если рассматривать их с точки зрения инвестиций, скорее отрицательная.

Спрос на объекты меньше, чем объем предложения. Значительно выросло количество объявлений по коммерческой недвижимости. Если раньше поиск покупателей и арендаторов шел за пределами открытого рынка, то теперь реклама стала более активной. Это также кризисное явление. При этом рост экспозиции будет продолжать расти.

Что касается ликвидности и спроса, то, по словам эксперта, самый большой интерес на рынке сейчас к объектам торгового, офисного и свободного назначения. Массовый спрос у физлиц отмечается на объекты в пределах 5-7 млн руб, у юрлиц – до 10 млн рублей. Но для новых объектов такие цены минимальны, а вторичные не всегда подходят по качеству.

Коммерческий рынок сейчас подстраивается под новые условия: 70% россиян живут в режиме острой экономии. Поэтому, те же торговые центры становятся больше развлекательными. А офисным объектам требуется качественное преобразование без удорожания цены. Интерес к гостиничному сегменту в Перми и вовсе снижен. В продаже все больше объектов такого плана.

Кто ищет помещения?

Светлана Полушкина, генеральный директор Gold Realty Group, рассказала о результатах исследования, проведенного ее компанией на основе реальных заявок со стороны потенциальных покупателей и арендаторов за 2015-2017 гг.

По назначению интерес к сегментам распределился так:

47,5% искали офисные помещение, 22,4% - свободное назначение, 20% - торговую недвижимость, производственную — 5,5%, 4,6% — складскую.

Чаще всего (38,1% заявок) в объекте намерены разместить организацию сферы услуг (кроме представленных ниже). Торговлю намерены вести в 14,5%, производство – в 7,6%, объекты общепита хотят размещать в 7,4% случаев. Медицинские учреждения фигурируют в 6,3% заявок, образовательные в 4,2%, спортивные — в 3,5%, детские товары и услуги (кроме образования) в 2,9%. IT-бизнес ищет помещения в 2,7% случаев. Последнее направление достаточно активно развивается, но в этой сфере повышенные требования к помещениям. Был даже запрос на помещение для майнинга криптоволют. По словам эксперта, 20% потенциальных покупателей и арендаторов коммерческой недвижимости не могут найти помещения, которые решали бы их задачи.

 - Каждый второй покупатель или арендатор коммерческой недвижимости ищет помещения небольших форматов — до 50 кв.м. 82,9% спроса сосредоточены на объектах площадью до 200 кв.м. Самый высокий спрос в Ленинском районе (37%)  и Свердловском (30%), — пояснила  Светлана Полушкина.

Для кого формат «у дома»?

Про небольшие форматы и «заточенность» под определенного арендатора говорил и Валерий Корытный, генеральный директор АН «Дан-инвест» (г. Челябинск). В Челябинске как и в Перми достаточно много вакантных коммерческих площадей в новостройках. Проблема существует даже в спальных районах, где, казалось бы, интерес к формату «у дома» у бизнеса должен быть.

По словам эксперта, главная проблема — большие площади, а не продуманные точки под конкретных арендаторов. Застройщик должен заполнять помещения еще до сдачи объекта, чтобы они уже начали работать, когда начнется заселение.

При этом важно помнить, что жителям будет «далеко» идти дальше 100 метров. А тратить деньги рядом с домом будут в основном те, кому не нужно ехать на работу (женщины, сидящие с детьми и пенсионеры). Поэтому и коммерцию нужно выстраивать под их интересы.  

Но нужно помнить, что 65% домохозяйств в России закредитовано, а поэтому денег на товары и услуги у людей не так много.  Например, если у семьи есть на месяц около 100 тысяч рублей, то из них 50 уходит на покрытие кредитов, 40 – на еду. Остатки (с учетом кредитных карт), можно тратить на фитнес, парикмахерские, лекарства, одежду и прочее. Так что операторы должны соответствовать возможностям жителей, чтобы быть рентабельными. 

Виктор Серков / фото: expodohodrealty.ru

Ищете коммерческую недвижимость?
Предложения на сайте metrosphera.ru

Оценить:

(Оценили: 0)

Поделиться:

Комментарии:

Комметарии от сервиса Disqus
Наверх